29.5.13

О родине пуэра. Историческая справка.

Родина пуэра это не совсем Китай. Или даже совсем не. Большинство населения в Сишуаньбаньна-Дайском автономном округе, где и делается пуэр, составляют дайцы - тайский народ, не похожий на китайцев. Кроме культурно-языковых различий, они еще и чертовски высокие. Даец в метр девяносто ростом - совершенно обычное явление. Именно дайцы исторически делали пуэр. Да и сейчас не перестали. А сама эта территория (да и то, не вся) стала китайской только 1953 году.

В русскоязычном интернете сложно найти подробную и структурированную информацию об истории Юго-Восточной Азии, в частности, о южном Юньнане. Краткие статьи в википедии не дают общей картины, а только запутывают. Ковыряться крайне интересно, но не очень продуктивно. Но я нашел прекрасную статью в одном блоге. Копипащу сюда. Спасибо автору.



"Королевство Хеокам.

Муеанг Хо Кхам Чианг Рунг или королевство Лю было государством одного из тайских народов — народа лю. Столицей этого королевства был город Чианг Хунг. Он и есть нынешний город Цзиньхун, столица Сишуанбаньна-Дайского автономного округа (Xishuangbanna Dai Autonomous Prefecture). 


Королевство расположенное на стыке границ трех могущественных соседей — китайцев, тайцев и бирманцев — на протяжении своей истории то было самостоятельным, то входила в состав одного из соседних государств (Китая, Бирмы и северо-тайского государства Ланна Тхай), то делилось ими на отдельные части. 


В этом районе Китая сами этнические китайцы были пришлыми и ни когда не составляли большинства населения. Даже сейчас, после усиленной ассимиляции по данным официальной переписи населения, здесь проживают дайцы, хани, и, лаху, буланы, цзино, яо, мяо, бай, хуэйцы, ва, чжуны и другие нацменьшинства. 


Королевство Хеокам со столицей в городе Чианг Хунг было основано в 1180 году представителями тайского народа лю. Своего расцвета оно достигло в XIII веке, когда контролировало огромную территорию в долине Меконга, включая не только южную часть провинции Юньнань, но также северные части современных Мьянмы, Таиланда, Лаоса и даже Вьетнама. В 1292 году королевство не выдержало напора монгольской армии и признало себя вассалом монгольской династии Юань, установившей свой контроль над всем Китаем. Затем влияние китайцев ослабело. И королевство вплоть до начала XVI века стало вассалом набиравшего силу тайского королевства Ланна Тхай. В 1558 году королевство Ланна Тхай было покорено бирманцами. И Хеокам стал вассалом бирманского государства. Бирманцы разделили Хеокам на 12 районов. В переводе на язык лю это звучало как Сипсонг Панна (Sipsong Panna, «Двенадцать тысяч рисовых полей»). Эти рисовые поля на несколько веков стали местом соперничества бирманцев и тайцев. Хотя формально королевство продолжало оставаться вассалом именно бирманцев. 

В середине XVIII века в королевстве начались внутренние распри, связанные со спором из-за престолонаследия. В этот сугубо внутренний конфликт тут же конечно оказались втянутыми и соседи — китайцы, тайцы и бирманцы. В 1855 году в королевство вторглась армия тайского королевства Сиам. Но бирманцы смогли отстоять своего вассала. Хотя и не надолго. Вскоре их отсюда вытеснили китайцы. И на протяжении примерно века «двенадцать тысяч рисовых полей» платили дань уже китайским императорам. После победы в Китае революции и основания Китайской Народной республики вассальное королевство автоматически оказалось выключенным в состав новой страны. Хотя китайцы и не делали резких движений. Они поначалу признавали правящую королевскую династию в качестве законных представителей народа лю. 

Когда в 1953 году создали Сишуанбаньна-Дайский автономный округ, бывший король автоматически стал главной администрации и оставался на своем посту вплоть до 1992 года. 
Город уже свыше пятидесяти лет находится в составе Китая. Но когда ходишь по улицам Цзиньхуна, создается впечатление, что бирманцы отсюда ушли совсем недавно. Если они, вообще, уходили."